Версия для слабовидящих: Вкл Выкл
Изображения: Вкл Выкл
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: A A A A

Карань Галина Никитична


  «Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь» (Плутарх).

Карань Галина Никитична  
(5 апреля 1947 г. - 14 декабря 2016 г.)

Выписка из автобиографии на 22 февраля 1980 года: «Родилась в апреле 1947 года в городе Омске в семье рабочего. В 1954 году пошла учиться в школу, которую закончила в 1963 году, параллельно в 1963 году закончила ДМШ. По окончании средней школы в 1965 году поступила учиться в музыкальное училище имени Шебалина, которое закончила в 1969 году». В Омском училище обучалась  в классе Тевелёвой Раисы Львовны.

Сразу же после окончания училища Галина Никитична начала свою педагогическую деятельность. С 1969 года она преподавала музыкально-теоретические дисциплины в Омском музыкальном училище и одновременно с этим училась на заочном отделении в Новосибирской консерватории им. М. И. Глинки. Занималась в  классе по специальности у Бориса Александровича Шиндина, ныне доктора наук, профессора, зав. кафедрой истории музыки, основоположника сибирской музыкальной медиевистики. За годы обучения в консерватории Галиной Никитичной были написаны следующие работы:

  • «Древнерусские невменные нотации»;
  • «Проблема канона в древнерусском профессиональном и певческом искусстве»;
  • «К вопросу эволюции древнерусского певческого искусства XI-XVIIвв.»;
  • «Трактовка комического жанра в опере "Безродный Зять" Т. Н. Хренникова» (дипломная работа).

В 1975 году Галина Никитична завершила обучение в консерватории и все силы направила на педагогическую деятельность. В Омском музыкальном училище она преподавала теоретические дисциплины, а с 1985 года вела у теоретиков и курс музыкальной литературы. На основе преподавательской работы ею написано большое количество учебно-методических трудов  (методические разработки), прочитаны лекции и доклады. Можно сказать, что методика преподавания оказалась одним из основных направлений ее творческой и научной работы. С 1986 года Галина Никитична являлась заведующей сектором лекторской практики.

В характеристике от 12 декабря 1990 года значится: «Является председателем предметной комиссии преподавателей музыкальной литературы. Интересуется запросами учащихся, хорошо знает их жизнь. Куратор ДМШ №4, а также Одесской и Щербакульской ДМШ» (Зав. Теоретическим отделением В. В. Кузнецов).

«Как преподавателю свойственны высокий творческий тонус проведения урока, эффективные методы работы с учащимися, требовательность к уровню собственных знаний. К выполнению должностных обязанностей относится в высшей степени ответственно. Награждена значком Министерства культура СССР «За отличную работу» (Директор ОМУ им.В. Я. Шебалина - Н. С. Якуничев, 22 декабря 1993 года).

 С 1 сентября 1999 года Галине Никитичне была присвоена высшая квалификационная категория по должности преподаватель.

В период с 2008 по 2013 гг. её ученики принимали активное участие в организации и проведении концертно-творческих мероприятий:

 «Выступления студентов-теоретиков в качестве ведущих концертов, подготовленных Галиной Никитичной Карань, всегда проходили успешно и заинтересовывали публику. В их выступлениях нет ничего лишнего, слова все взвешены и по существу. Вместе с тем чувствуется, что ведущие занимаются любимым делом и относятся к своему делу ответственно и профессионально» (из отзыва на концертно-творческую деятельность студентов специальности 073002 Теория музыки руководитель Карань Галина Никитична – председатель ПЦК 073002 Теория музыки Н.Н. Слюнкова).

Помимо обширной педагогической деятельности, Галина Никитична в период с 1991 по 2005 гг. являлась заведующей по учебной части в ОМУ им. В.Я. Шебалина. Её безусловный педагогический авторитет и использование навыков системного подхода в решении проблем способствовали  эффективности выполнения поставленных  должностных задач.

За время преподавания в Омском училище Галина Никитична разработала методику проблемного обучения. Её труд – «О методике опроса по музыкальной литературе в контексте проблемного обучения» – обобщает собственные приемы, которыми она активно пользовалась в ходе педагогической деятельности.

Приведем некоторые выдержки из методической разработки:

  • «Продумывание урока должно идти в расчете на конкретную группу и даже на конкретного ученика. Работая с различными группами исполнителей, педагог в подготовке к опросу должен учитывать их специальность».
  • «Невозможно формировать способности учащегося, если не влиять именно на него, не управлять процессом именно его учения».
  • «В вопросах, с которыми педагог обращается к учащимся, должна как можно чаще звучать параллель с творчеством ранее изученных композиторов».
  • «В устном опросе нужно чередовать простые и сложные задания, информационные вопросы и обязательно вопросы, активизирующие мышление учащихся, проблемные вопросы, для ответа на которые требуется какое-то интеллектуальное действие, определенный мыслительный процесс».  
  • «Эмоциональное восприятие материала и сознательное его усвоение в ходе собственной деятельности и есть процесс превращения знаний в убеждения».

Кроме уже упомянутого труда, ею написаны следующие методические работы:

  1. «Методика изучения биографий в курсе музыкальной литературы. Методические рекомендации». Омск, 2005г.
  2. Системный опрос на уроках музыкальной литературы» (На примере темы «Симфоническое творчество П.И.Чайковского») Омск, 2011г.

В 2012–2013 учебном году Галина Никитична в целях методического обеспечения дисциплины «Народная музыкальная культура» сформировала сборник русских народных песен по всем темам курсам, а также разработала курс лекций по теме «Народные музыкальные инструменты». Ее методические системы используют педагоги − Сидорская Олеся Геннадьевна, Святская Елена Викторовна и Титарь Инна Григорьевна, как основу своей преподавательской деятельности.

 Важен и созданный дидактический материал по курсу русская музыкальная литература и программы учебных дисциплин «Музыкальная литература», «Народное Творчество» (2012).

Карань Галина Никитична 47 лет своей жизни посвятила педагогической деятельности. Она воспитала не одно поколение талантливых музыкантов. Через её «школу» ежегодно проходили все исполнительские отделения, а  ученики-теоретики во многом стали продолжателями её дела. В их числе:

Багринцева (Дедык) В.Ю. – Заслуженный деятель культуры Омской области, директор Государственного центра народного творчества Омской области, преподаватель специальности "Сольное и хоровое народное пение" ОМУ им. В. Я. Шебалина (вып.1985г.);

Розен А.Э. – композитор, ныне живущий в Германии (вып.1985г.);

Дракина И.А. – руководитель Центра трудоустройства и социальной адаптации выпускников, преподаватель специальности «Теория музыки» ОМУ им. В. Я. Шебалина (вып.1986г.);

Титарь И.Г. – Заместитель директора по Школе искусств, преподаватель высшей квалификационной категории музыкально-теоретических дисциплин ОМУ им. В.Я. Шебалина (вып.1992г.);

Чухина (ныне Хрулева) Ж.К. – преподаватель ДШИ № 9 г. Омска (вып. 1992г.);

Полякова Е.С. – студентка ОмГУ им. Ф.М. Достоевского (вып. 2013г.);

Ковалева М.В. – студентка Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского (вып. 2013г.);

Гуляева Е.С. – студентка Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (вып. 2015г.);

Мухамадеева И.М. – преподаватель ДШИ № 5 (вып. 2017г.);

Первых В.В. – преподаватель ДШИ № 6 (вып. 2017 г.);

Теплинский А.В. – студент Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (вып.2017г.);

Хоробрых Н.В. – студентка Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки (вып. 2017г.).

Хоробрых Н.В.

 

 

 

 

 

 

Яндекс.Метрика