Версия для слабовидящих: Вкл Выкл
Изображения: Вкл Выкл
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: A A A A

М. А. Басок "Дирижер и руководитель"

М. А. Басок 
г. Екатеринбург 

ДИРИЖЁР И РУКОВОДИТЕЛЬ 

Когда речь идет о музыкальном искусстве, слова, вынесенные в заголовок, часто становятся синонимами. Даже если приглашенный на один концерт дирижер встает к коллективу – хору или оркестру – он на время становится его руководителем, ответственным за достигнутый творческий результат. С другой стороны, руководитель коллектива – учебного или рабочего – всегда является и своего рода дирижером, «дири-жируя» организационным процессом, находя оптимальные решения для достижения цели. 
Слова-синонимы (дирижёр и руководитель) наполняются новым смыслом, когда речь заходит о личности Николая Сергеевича Якуничева, дирижера по образованию, выпускника Уральской консерватории и аспирантуры по классу профессора Г. Рогожниковой, директора Омского музыкального училища им. В. Я. Шебалина с более чем двадцатилетним стажем и, одновременно, руководителя двух хоровых коллективов. Сразу отмечу успехи обоих хоров. Студенческий училищный хор является постоянным участником «знаковых» творческих проектов Омской филармонии. Любительский по статусу хор «Музыка для всех», ставший в 1997 году лауреатом престижного международного конкурса им. Ф. Шуберта в Вене, можно отнести к числу нерядовых художественных явлений сегодняшнего дня. Исключительно на энтузиазме его создателей, Н. Якуничева и его бессменного помощника и концертмейстера В. Васильева, практически без серьёзной финансовой «составляющей» уже много лет существует мо-бильный творческий коллектив, готовый предложить слушателю разнообразную палитру музыкальных стилей от Моцарта до Гречанинова, от негритянских спиричуэлс до «венков» из отечественных песен разных эпох, от Рахманинова до Гаврилина (в авторской редакции или в убедительной аранжировке Ю. Краевского). 
На правах многолетнего председателя Государственной аттестационной комиссии, не на словах знакомого с положением дел в «Шебалинке», могу сказать много лестных слов о «творческой составляющей» учебного процесса. Ведь выпускные экзамены – это не только формальный акт исполнения студентами программ установленного объема и трудности. Это всегда еще и демонстрация того, насколько амбиции выпускника соответствуют существующей на сегодня «планке» для музыканта высокой квалификации. И в том, что год от года эта планка не занижается, большая заслуга принадлежит коллективу училища, а значит и его директору Н. Якуничеву. Ведь без всякого преувеличения можно сказать, что годы его директорства выпали на весьма непростой период в жизни нашего государства (или двух государств – СССР и России). Тем не менее, система подготовки выпускников в «Шебалинке» за период с «поздней перестройки» до сегодняшнего дня работала практически без сбоев, что позволяло музыкальным вузам (в том числе и Уральской консерватории) получать абитуриентов и будущих студентов, заведомо квалифицированных и «заряженных» на дальнейший твор¬ческий процесс. Я уже не говорю здесь о десятках кадров для младшего звена музыкального образования, о музыкантах для оркестровых и хоровых коллективов, просто о грамотных специалистах, например, продолживших обучение в гуманитарных вузах. 
Впрочем, как композитору мне, конечно же, интереснее поделиться впечатлениями о Николае Якуничеве – музыканте. Два возглавляемых им хоровых коллектива стали первыми исполнителями двух моих больших сочинений (a cappella и с оркестром), была осуществлена запись одного из них на CD. Кроме того, неоднократно и в разных городах были исполнены еще два циклических сочинения, не считая отдельных хоровых миниатюр… Если добавить к этому, что впереди еще одна премьера сочинения, «повивальной бабкой» которой выступил непосредственно директор «Шебалинки», будет понятна та мера доверия, с которой я отношусь к дирижеру или, точнее, к творческому тандему: Н. Якуничев – В. Васильев. 
Итак, несколько памятных страниц из моих творческих встреч с Н. Якуничевым. 
Далекий год 1975, год моего окончания Уральской консерватории по классу композиции. В числе дипломных сочинений оратория «Слушайте звуки века!», посвященная памяти детей – жертв Второй мировой войны. По традиции фрагмент произведения было принято озвучивать небольшим, созданным «под исполнение» хором из студентов-хоровиков, приглашенных певцов, самих авторов. В качестве хормейсте¬ра мне «достался» студент-четверокурсник Коля Якуничев. Спокойный и сдержанный в эмоциях, весьма дотошный во всем на подготовительном этапе и – очень эмоциональный на репетициях. Во всяком случае мне, самому участвующему в показе (на двух роялях мы с приятелем играли «за оркестр»), почти не приходится сидеть на месте: маэстро-дирижер все время требовал уточнений, предлагал варианты решения того или иного фрагмента. 
Н. Якуничеву, в конечном счете, я благодарен за один из самых ранних (и приятных мне как автору) комплиментов, высказанных профессионалом-исполнителем композито-ру. Заключение разучиваемой части представляло довольно сложное фугато для хора без сопровождения, где тему первыми проводили тенора. Любой хормейстер знает, что именно теноровая партия не всегда равноценна другим в наших смешанных коллективах (так уж сложилось). Несколько раз подряд на репетиции тенора вступали, что называется, не вполне убедительно. Вслед за чем из кресла, которое занимала авторитетнейший музыкант-хоровик Г. П. Рогожникова, педагог Н. Якуничева, я услышал вполне отчетливо выраженное сомнение относительно умения современных авторов удобно писать для хора. Я расстроен, и хотя замечание высказано, что называется, «в сторону», мне кажется, что написанное вполне исполнимо. Дирижер же не подает виду и продолжает работу… И, вот – уже на показе – тенора поют свое соло абсолютно убедительно, что приводит к реплике Галины Петровны (точно так же – «в сторону»): «А ведь спели!...». До сегодняшнего дня уверен в том, что благодарить в подобных случаях следует хормейстера: только он может найти оптимальный выход и добиться результата, ожидае-мого композитором. Когда пару лет назад мне удалось восстановить эту старую запись фрагмента оратории, все вспомнилось так отчетливо, как будто было это вчера… 
Еще одна страничка совместной работы. Год 2003. В ответ на творческое предложение Н. Якуничева написать специально для хора «Музыка для всех» несколько миниатюр я выдвинул «встречный план». Поскольку коллектив собирался принять участие в музыкальном фестивале в Вологде, я предложил сде¬лать многочастный хоровой цикл «Зимние песни» на стихи знаменитого вологжанина – поэта Николая Рубцова. 
И вот, проездом из Омска в Вологду, примерно половину суток коллектив находится в Екатеринбурге «на стационаре» – в помещении Уральской консерватории. Декан М. Ба-сок помог с предоставлением хору нескольких классов (для отдыха с дороги), а также – концертного зала (для возможной репетиции). Как водится, все устали, простужены, да еще и не восстановились после вчерашнего рабочего дня. А композитору М. Баску, естественно, не терпится впервые услышать свое новое сочинение. И вот после краткого отдыха начинается репетиция. Почти сразу выясняется, что на ней возникает такая прекрасная творческая атмосфера, что куда-то отступили и усталость, и болезни. Когда же Н. Якуничев (вместе с В. Васильевым) начинают поиски, из какой точки сцены должно звучать отстраненное «холодное» соло сопрано в финальной части и пробуют с десяток вариантов (!), становится ясно: надо срочно осуществлять звукозапись. Такого настроя после репетиции может и не быть. К счастью, на месте оказываются звукотехники, в вестибюле не слишком уж шумят студенты (записи обычно предпочитают делать поздно вечером). Короче: именно два-три «прогона» «Зимних песен» дали основу для мастер-ленты первого компакт-диска хора «Музыка для всех» под названием «Задержись, заря!...». Могу лишь добавить, что на родине Н. Рубцова мировая премьера «Зимних песен» прошла с большим успехом, а я – автор – стал с тех пор особым, «заинтересованным» поклонником коллектива Н. Якуничева и В. Васильева. 
История с «Зимними песнями» имела продолжение. Цикл с успехом позже исполнил один из лучших екатеринбургских коллективов – женская группа хора «Доместик». Как водится, основанием для знакомства стал и CD «Музыки для всех», записям на котором дал очень высокую оценку авторитетный музыкант, руководитель «Доместика» Валерий Копанев. Когда решено было ограниченным тиражом издать ноты «Зимних песен» в Омске, я категорически настоял на том, чтобы издание было снабжено исполнительским комментарием первого исполнителя – хормейстера Н. Якуничева. Во-первых, было естественно получить их «из первых рук», во-вторых, формально работы подобного свойства рассматриваются как «методические». Их создание, в общем, является обязанностью любого педагога, в том числе и в среднем звене музыкального образования. Скажу, что действительность превзошла все ожидания. Исполнительский комментарий получился таким глубоким, серьезным и емким, что и по сей день профессора кафедры хорового дирижирования Уральской консерватории рекомендуют эту методическую работу Н. С. Якуничева своим студентам в качестве «образцово-показательной». 
Можно написать еще много страниц, где были бы раскрыты некоторые особенности общения Николая Сергеевича с коллегами, особенно заметные при взгляде «со стороны». На моих глазах за множество встреч и на Омской и на уральской земле было много примеров требовательной доброжелательности – так бы я определил его основной принцип челове¬ческих взаимоотношений. Ведь требовательность к себе есть главная черта дирижерской профессии. Не спросив с себя, можно ли спрашивать с других? 
Наши творческие отношения с «дирижером и руководителем» сегодня, в ноябре 2008 года, находятся в активной творческой стадии. И я – прежде всего как автор – жду от моего коллеги-музыканта и друга новых творческих предложений и убедительной исполнительской реализации тех партитур, которые уже звучали на репетициях, но пока еще не дошли до стадии первого исполнения в концерте. 

 

Есть вопрос?
 

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации.

Анкета доступна по QR-коду, а так же по прямой ссылке


Яндекс.Метрика