Версия для слабовидящих: Вкл Выкл
Изображения: Вкл Выкл
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: A A A A

Отчётный концерт камерного оркестра ОМУ им. В. Я. Шебалина

Не так давно, а именно 13-го декабря 2021 года, состоялся отчетный концерт камерного оркестра училища, вызвавший неподдельный интерес у множества людей. Это были и студенты училища (в том числе будущие), и местные педагоги, и студенты других учебных заведений (по совместительству – друзья выступавших) и, наконец, родители многих участников сего действа. Несмотря на это, стоит отметить, – даже такая разномастная публика не смогла создать аншлаг в зале. Чего стоил только прошлогодний отчетник! Многим слушателям, не нашедшим свободного места, пришлось смотреть концерт стоя. Правда, дело на самом деле не в количестве слушателя, а в его качестве. Хотя артисту, безусловно, приятно, когда его выступление сопровождается громкими овациями из полного зала, создающими впечатление полной заинтересованности публики в происходящем. Однако все мы знаем, что это далеко не так, – кто‑то приходит лишь потому, что его позвали, кто-то – просто скоротать время, а кто-то и вовсе от безысходности. Такого слушателя всегда выдают его хлопки – вялые, равнодушные – руки едва шевелятся. Потому он предпочитает и вовсе этого не делать, дабы не выдавать себя, а лишь неотрывно смотрит в экран смартфона.

В нашем же случае пришли все те, кто был наиболее заинтересован в происходящем. Люди буквально не отрывали взгляда от сцены – настолько исполнительское мастерство оркестрантов очаровало их. К тому же отсутствие массы ещё более подчеркнуло камерность концерта, и без того длившегося менее часа.

Нам удалось пообщаться со слушателями и узнать их мнение на счет прошедшего концерта:

Понравился ли вам концерт? Что конкретно вам понравилось?

Лейла Энсебаева (III курс):

Концерт очень понравился, и оркестранты, и дирижёр - прекрасны. Конкретно понравилась программа выступления, также, солирование самого Григория Вевера. Так же, последний номер был очень необычным и забавным. Больше всего понравилось то, что в программу включили произведения нашего знакомого современного композитора Лизы Рабчук. Они прозвучали достойно. Было интересно послушать музыку современного композитора. В общем, концерт очень-очень понравился, жаль, что был довольно-таки короткий.  Я бы сходила ещё.

Мария Терещенко (III курс):

Да, концерт мне очень понравился. Безусловно, мне понравились все произведения, которые были исполнены. Но больше всего мне понравился Вокализ Рахманинова. Ещё, я хотела бы выделить произведение Елизаветы Рабчук — это что-то новое и необычное.

Матвей Коротченко (студент ОмГМУ):

- Да, концерт мне понравился. Особенно понравилось слаженное звучание оркестра, грамотно подобранный репертуар, а также наличие произведения непосредственно студентки музыкального училища.

Лев Горчаков (III курс):

- Определенно да, т.к. отчетные концерты не только училищного камерного оркестра, но и в целом струнного отделения закрепили репутацию качественного исполнения, интересной программы и определенной атмосферы – уже третий год подряд, зимние отчетники струнников, чаще всего случающиеся в канун нового года, непосредственно с ним и ассоциируются.

 Конкретно понравилось «преображение» Григория Вевера из дирижера в духовика, что показывает его многогранность как музыканта прежде всего.

Софья Боброва (III курс):

- Да, концерт очень понравился. Мне понравился репертуар, подобранный дирижером, так же наличие произведения нашей студентки, что является уважением к творчеству молодых и талантливых людей. Мне очень понравилось исполнение Вокализа С. В. Рахманинова и, в целом, их исполнение и отношение к музыке.

Екатерина Андреевна Паршина (педагог ОМУ им. В. Я. Шебалина):

Концерт мне, конечно же, понравился. Хочется отметить, что струнное отделение нашего училища годами поддерживает высокий уровень исполнительства: как сольного, так и ансамблевого. Концерт прошел на одном дыхании. Он не просто оправдал мои ожидания, он превзошёл их. Во-первых, мне понравилась доброжелательная манера концерта. Хочется положительно высказаться о каждом произведении.

Увертюра к опере "Олимпиада" была исполнена стильно, бодро, жизнерадостно. Я считаю, что это произведение удачно выбрано для завязки концертной программы. Вокализ С. В. Рахманинова изначально поражает своей глубиной и возвышенным звучанием. Его исполнение струнным оркестром только усилило этот эффект. Сюита Лизы Рабчук тоже стала для меня открытием, так как я узнала свою студентку с новой стороны. Кульминация была выделена не только лучшими произведениями, но и необычными решениями дирижёра. В "Забвении" Григорий Константинович мастерски выполнял функции и солиста, и дирижёра. Причём качество исполнения от этого нисколько не пострадала. «Plink, Plank, Plunk» Андерсона, конечно, развеселил меня и всю публику юмором. Неожиданные резкие контрасты, звонкое скольжение руками по декам своих инструментов, контрабасисты, крутящие в паузах свои инструменты и успевающие при этом непринуждённо улыбаться — всё это вызывало искренний смех в зале.

Отдельно хочется выделить дирижёра. Григорий Константинович - не только выдающийся дирижёр, под управлением которого камерный оркестр звучит как единый организм: естественно и слаженно. Это личность, которой будет тесно в любых рамках!

Г.К. Вевер мастерски совместил роли дирижёра, ведущего и солиста. И это никак не отразилось на качестве концерта. Такое смелое решение не на шутку удивило меня и всю публику.

Оправдал ли он ваши ожидания?

Мария Терещенко (III курс):

- Да, я ожидала, что концерт будет очень интересным.

Лейла Энсебаева (III курс):

Я наслышана о том, что наш струнный оркестр очень хорош, и сегодня в этом убедилась. Поэтому, можно сказать, что да - оправдал.

- Какие произведения вы бы хотели услышать в исполнении нашего оркестра?

Мария Терещенко (III курс):

- В исполнении нашего оркестра было бы интересно услышать "Славянский танец ми минор" Дворжака и "Юморески" Сибелиуса

- Хотелось бы услышать переложения вокальных произведений и произведения современных композиторов.

На таком мнении (исполнение произведений современных композиторов) сошлись двое наших студентов: Лев Горчаков и Софья Боброва. Так же, одним из слушателей (Матвеем Коротченко), был предложен вариант исполнения музыки из кинофильмов.

Проведение отчётных концертов – добрая традиция нашего училища. Слышали ли вы выступления нашего струнного камерного оркестра ранее? Если нет, то посетите ли ещё раз подобное мероприятие?

Екатерина Андреевна Паршина (педагог ОМУ им. В. Я. Шебалина):

- Слышала. Мне сейчас очень легко вспомнить отчётный концерт камерного оркестра от 15 декабря 2014 года, так как писала на него рецензию, в которой отмечала слаженность оркестра, восторженную реакцию публики и другие положительные моменты. Хочется отметить, что за последние годы уровень оркестра значительно вырос. Программа концерта 2021-го года более сложная, разнообразная. Репертуар охватывает музыку разных эпох: от барокко до современной музыки.

Лейла Энсебаева (III курс):

- Раньше слышала о выступлениях, но попасть на них никак не могла. По возможности, конечно, буду ходить на подобные мероприятия. Мне как духовику очень интересно слушать звучание именно струнных инструментов.

Мария Терещенко (III курс):

- Да, слышала. И с удовольствием посетила бы подобное мероприятие ещё раз.

Нам так же удалось пообщаться и с артистами концерта и с их художественным руководителем:

Довольны ли вы выступлением?

Мария Кузьмина (III курс):

- Конечно, довольна. Это был яркий перфоманс оркестра. Лиза Новикова очень хорошо играла. Наш дирижёр играл произведение на своём инструменте, что достаточно редко, это было знаменательно.

Владимир Калюга (II курс):

- Конечно!

Мария Гаврилюк (IV курс):

- Я очень довольна выступлением, я не ожидала, что мы будем так звучать при том, что нас, первых, стало неожиданно трое, а вторых в 2 раза больше.
На видео я услышала целостное, полное звучание, смотреть со стороны для меня всегда сюрприз, потому что когда играешь, не слышишь и не видишь полную картину.

Елизавета Рабчук (III курс):

- Я очень довольна выступлением. У меня был шанс выступить. Я же перевелась. Поэтому я, учащаяся теоретического отделения, никакого отношения к оркестру не должна иметь. Но я продолжаю ходить на репетиции, когда расписание позволяет, продолжаю играть в оркестре и буду продолжать играть в нём, пока не выпущусь. Я очень люблю именно ансамблевую оркестровую игру, и я рада, что имею к этому отношение, и рада, что мы выступили. А выступили мы очень хорошо. Самое главное, что мы не многое потеряли. Часто бывает так, что репетируешь, вырабатываешь произведение, а на концерте выдаётся маленький процент от того, что могло бы быть. У нас такого не было. Почти абсолютно всё, что мы делали и хотели сделать, мы выполнили. Я считаю, что выступление было на достойном уровне.

Интересно было работать с такой разнообразной программой?

Мария Кузьмина (III курс):

- Да, это всегда интересно – разные эпохи, разные композиторы, разные стили. Можно проявить разные характеры.

Владимир Калюга (II курс)

- Да, она очень разнообразная, каждое произведение индивидуально и интересно.

Мария Гаврилюк (III курс):

- Безусловно, интересно было играть с разным настроением, характером, в разных стилях. Охватывая несколько эпох, мы учимся переключаться между ними, так даже веселее, чем если бы мы весь концерт посвятили одной эпохе или даже одному композитору.

Что вы можете сказать о коллективе, в котором работаете?

Мария Кузьмина (III курс):

- Коллектив достаточно дружный, слаженный.

Владимир Калюга (II курс):

- Очень дружный и хороший коллектив. Очень весёлый, харизматичный дирижёр.

Мария Гаврилюк (IV курс):

- Коллектив растёт и развивается. К счастью, появились в этом году среди студентов виолончель, альтов стало больше, контрабасы уже за прошлый год набрались опыта. Наш любимый Григорий Константинович тщательно с нами работает, подбирает интересную программу, создаёт теплую атмосферу, всегда с улыбкой к нам приходит и поднимает настроение, за что ему большое спасибо. Могу сказать даже, что, благодаря ему наш коллектив еще больше сплотился.

Елизавета Рабчук (III курс):

- Я очень, рада, что являюсь частью этого коллектива. Оркестровое музицирование – это потрясающе. Это невозможно сравнить с сольной игрой. Игра в оркестре – это хороший опыт для инструменталиста, особенно для струнников, у которых вариантов оркестра, в котором можно поиграть, великое множество. Коллектив профессиональный, и многие ребята ещё в школе сидели в оркестре. То есть люди уже умеют играть в оркестре. И в училище нас этому учат. Поэтому в коллективе достаточно высокий уровень профессионализма. И атмосфера в коллективе душевная, я очень люблю всех людей, с которыми я нахожусь на сцене. Когда мы вместе делаем музыку, это прекрасно. Наш руководитель работает с нами с прошлого года, продолжает работать в этом году, надеюсь, продолжит и дальше работать с нашим оркестром. Во многом, я думаю, сказывается его работа с филармоническим камерным оркестром. Профессионально подобрана программа. Мы играем произведения разных эпох и стилей. Григорий Константинович даёт нам разный репертуар. К каждому произведению есть конкретный подход в трактовке. Мне кажется, звучание оркестра показывает, насколько хорош дирижёр.

Каково это – исполнять произведение без смычка? («Plink, plank, plunk»)

Мария Гаврилюк (IV курс):

- Прием игры щипком называется пиццикато. Его довольно часто включают в партитуры, но целиком произведение без смычка - это редкость. Поначалу было нелегко играть, потому что палец очень устаёт от бесконечных зацеплений струны. Но мы с девочками придумали перед этим произведением канифолить палец, чтоб он просто прилипал к струне, и можно было бы играть одними прикосновениями пальца, не тратя времени и энергии на зацепление.

На концерте прозвучало сюита Елизаветы Рабчук, здорово, когда есть возможность узнать мнение композитора насчет своего сочинения:

Лиза, скажи о своём сочинении. Удалось ли вам его исполнить так, как ты задумывала?


- Я очень рада, что удалось его исполнить. В прошлом году я разговаривала с Григорием Константиновичем о том, что могу что-нибудь принести, но это не удалось, у меня не было какой-то особой вещи. В начале этого года я к нему подошла, показала партитуру. Мы отобрали, что конкретно будем играть. Сюита состоит из 7 частей, но он сказал, что всё мы играть не будем, потому что есть регламент по времени. Три части мы отобрали, я очень рада, что он дал мне такую возможность. Я благодарна ему и оркестрантам за то, как это было сделано. Меня радует, что сохранилась ответственность при исполнении моего произведения. Все отнеслись к проучиванию частей моей сюиты также ответственно, также достойно исполнили. Меня порадовало, что Григорий Константинович увидел всё то, что я задумывала. Его прочтение оказалось таким, как я себе представляла. Кое-что он увидел по-другому, и его варианты мне показались более гармоничными, я внесла изменения в партитуру. Я довольна тем, как всё вышло. Я хочу выразить огромную благодарность дирижёру и ребятам за то, что моё произведение было исполнено и за то, как оно было исполнено.

Также мы пообщались с солисткой камерного оркестра Елизаветой Новиковой:

Трудно ли быть солистом в коллективе?

- Раньше я бы ответила иначе, но сейчас могу сказать, что играть соло в оркестре — это очень ответственно, однако не так страшно, как мне представлялось. Думаю, играть соло, когда ты находишься на сцене один - в разы труднее, а в коллективе ощущается поддержка и это даёт силы. Ну и, бесспорно, это большая ответственность, потому что здесь уже ты отвечаешь не только за себя и свою игру.

- Испытывали ли вы особую ответственность при исполнении сочинения Елизаветы Рабчук?

- Я невероятно рада, что у нас появляется возможность слушать, и что важнее – исполнять произведения наших ребят, наших композиторов: в прошлом году Роман Верещагин впервые исполнил свой квартет, а в этом году уже целому оркестру посчастливилось сыграть произведение Елизаветы Рабчук. Для меня это очень ответственно, потому что, мне кажется, на месте композитора порой бывает очень сложно доверить кому-то своё сочинение впервые. Я думаю, что мы справились, и это радует!

 Несколько вопросов нам удалось задать и художественному руководителю коллектива – Григорию Веверу:

- Расскажите о ваших ощущениях после концерта. Довольны ли вы выступлением?

- В целом, я доволен. Доволен настроением, которое было у оркестра. Большинство вещей, над которыми мы работали, ребята смогли вынести, и радует, когда видишь плоды своих трудов.

- Интересно работать и выступать со студентами?

- Интересно и сложно. Больше уходит времени на подготовку программы. Они только начинают свой путь в оркестре. Оркестр в училище — это первый оркестр в их жизни. Интересно то, что для них это всегда впервые. Интересно, когда они «горят», когда каждый концерт для них – огромное событие[1]. Это очень приятно наблюдать и видеть. Самое приятное – осознавать, что они растут, и видеть результат.

- Вы представили очень интересную программу. Почему вы выбрали именно эти произведения?

- Это же учебный оркестр. Моя задача – познакомить студентов со всеми стилями. В каждую программу я стараюсь брать что-то барочное, венскую классику, романтизм, произведения XX века. Моя принципиальная позиция в том, что в репертуаре должны быть какие-то небольшие вещи, но разных стилей и разных эпох.

- Что вы можете сказать о сочинении Елизаветы Рабчук?

- Когда я только взял партитуру, видно было, что всё очень продуманно, логично. Выявлена тема, которая проходит во всех частях. И для меня важно, что всё благозвучно. Я не очень люблю современную, авангардную музыку. Я люблю тональную музыку. Конечно, хотелось поощрить Лизу – каждый композитор мечтает, чтобы его произведение исполнили. Ещё один важный момент – сюита была по силам оркестру.

- Планируются ли дальше концерты таким составом?

- Конечно, это обязательные концерты. Мы были оторваны от них из-за пандемии. Отчётные концерты камерного оркестра обязательно должны быть. Нужно показывать результаты работы за семестр. Студенты должны набираться концертного опыта. Более того, мне жаль, что всего один концерт в семестре мы сыграли. Коллектив начинает расти, начинает жить, когда постоянно находится на сцене. Обидно, что мы готовили такую большую разнообразную программу и исполнили её всего один раз. Я буду искать возможности, чтобы участвовать ещё в мероприятиях, концертах. Любой коллектив должен концертировать. Это другие ощущения, другие эмоции и адреналин.

Концерт действительно произвёл впечатление, впрочем, это уже стало традицией. Из года в год струнное отделение балует слушателя интересной программой, качественным исполнением и неповторимой атмосферой – что видно из репортажа. Все – не побоюсь этого слова – крайне высоко оценили исполнительское мастерство оркестрантов. Безусловно, во многом это является заслугой талантливых педагогов, ежегодно занимающихся огранкой этих самоцветов. Но велика также и роль дирижёра, художественного руководителя – правильно организовать, собрать молодых оркестрантов, научить максимально точно передавать авторский замысел – всё это не простая задача, особенно если один из композиторов, чья музыка звучала в этот вечер, сидит прямо в оркестре и чутко бдит за точностью исполнения, трактовки. Это вам не поиск скрытых смыслов в Бахе и полная воля в трактовке, чем уже несколько веков занимаются музыковеды разного сорта[2]. Намного сложнее, но тем и интереснее, исполнение музыки под непосредственным руководством её автора.

Над репортажем работали студенты III теор:

Мария Терещенко

София Юдина

Горчаков Лев

 

 


 

[1] Действительно, каждый концерт для студентов – огромное событие. Особенно ввиду последних событий с пандемией COVID-19 и последующими за ней ограничениями на массовые мероприятия. В этом плане, студентам старших курсов повезло больше – они успели застать, тогда ещё бесперебойно работающий, концертный «конвейер» по производству разного рода артистов.

[2] Стоит сказать, что данное высказывание ни в коем случае не умаляет значения труда ни музыковедов, ни самого композитора, а лишь демонстрирует сложность изучения и трактовки музыки давно ушедших эпох.


Яндекс.Метрика